Очень недетский фильм 69-летнего канадского гения Дэвида Кроненберга («Автокатастрофа», «Голый завтрак», «Порок на экспорт») с иконой «сумеречного» поколения Робертом Паттисоном в главной роли нельзя рассматривать линейно и событийно, как это делают доморощенные кинокритики, пересказывая краткое содержания картины. В «Космополисе» сюжет в привычном понимании отсутствует. Не ищите черную кошку в темной комнате…
К работе над сценарием картины, помимо самого Кроненберга, приложил руку постмодернист Дона Делилло, автор нашумевшего романа «Космополис», по мотивам которого собственно и был снят фильм. Книга наполнена абсолютно некиношными внутренними монологами и потоком сознания Эрика Пэкера. Великий провокатор Кроненберг попытался изобразить их в образах. А Роберт Паттисон, по-моему, гениально исполнил роль молодого человека, в голове которого весь этот кошмар творится. Итак, перед нами настоящая одиссея ХХI века!
…28-летний миллиардер-провидец Эрик Пэкер едет на своем офис-лимузине к парикмахеру. Перемещается через весь город, петляя по улицам современного мегаполиса. Вот и собственно и вся история. Путешествие из пункта А в пункт Б. Зачем? «Я хочу подстричься!» – несколько раз герой Паттисона с саркастической ухмылкой отвечает на этот вопрос. Его маниакальное хотение попасть к парикмахеру не мечта и не каприз. Он обязательно окажется в кресле у брадобрея, даже если в городе непроходимые пробки из-за похорон популярного рэпера и визита президента. Парень, видимо, не часто в своей жизни слышал слово «нет». Он все имеет – деньги, женщин, большие деньги, много женщин.
Мысли Эрика Пэкера очень материальны. Все его желания уже исполнены. Он не знает, что еще поиметь в этой жизни. От этого Эрику грустно, точнее, никак. Он пресытился жизнью, потерял чувствительность, забыл о простых человеческих радостях. В погоне за деньгами и порочными удовольствиями герой Паттисона даже не успевает насладиться сексуальной связью со своей молодой женой. Их первая брачная ночь все время откладывается. Кажется, что доступные удовольствия совсем не возбуждают Эрика. Но и от инфернальных актов, таких как убийство, он тоже не получает заметной доли адреналина. Не жизнь, а ад. Холод и лед.
Его длиннющий лимузин, в салоне которого и происходит практически все действие картины, напоминает дорогой эксклюзивный гроб. При просмотре фильма мне вспомнился хрестоматийный рассказ Чехова «Человек в футляре». Насколько стерильно и безопасно герой Паттисона оградил себя от мира живых людей? Ему кажется, что он неуязвим. Но надолго ли? Ему сообщают, что курс юаня на токийской бирже неожиданно пошел вниз. Провидец ошибся и, кажется, потерял все. Теперь, идя по деструктивному пути, он готов расквитаться и с жизнью…
«Когда придет час, умрет не он. Умрет весь окружающий мир»
Алексей УЛЬЯНОВ, http://leninstreet.livejournal.com/
Комментариев нет:
Отправить комментарий