понедельник, 9 июля 2012 г.

«Конца света» не будет, но…

Обитатели многоквартирных домов мало информированы как о требованиях закона об энергосбережении, так и о возможных последствиях его несоблюдения. Но если необходимость установки общедомовых приборов учета горожанам худо-бедно разъясняли, то про обязанность замены «домашних» электросчетчиков многие даже не слышали.

А те, кто слышали, хотят понять, должен ли жилец, если он не является собственником, платить за новый электросчетчик, и может ли энергоснабжающая организация наказать «ограничением или прекращением подачи электроэнергии», если таковой не установлен. Известно, что такие угрозы в адрес жителей города со стороны «Кировкоммунэнерго» уже поступают…

Нет прав – нет и обязанностей

Согласно Федеральному закону № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», в каждой квартире России до 1 июля 2012 года должны появиться три счетчика: на холодную и горячую воду, электроэнергию (это в теории, на практике, как водится, дело обстоит иначе). Но не всем горожанам стоит торопиться устанавливать индивидуальные счетчики за свой счет. Если мы говорим о муниципальных квартирах, которые находятся в многоквартирных домах, то их собственником является администрация города. А жильцы таких квартир всего лишь наниматели, проживающие по договору социального найма. Они не вправе совершать никаких сделок с недвижимостью – продавать, менять, сдавать в аренду, оставлять в наследство. Также, согласно Жилищному кодексу, к должникам за жилищно-коммунальные услуги, проживающим в муниципальном жилищном фонде, могут быть приняты радикальные меры вплоть до выселения.

По логике, не обладая правами собственника, наниматель не должен выполнять и обязанности собственника, в том числе тратиться на установку приборов учета. Как общедомовых (это нигде не оспаривается – муниципальная доля при разработке местного бюджета на эти цели была предусмотрена), так и индивидуальных. Водомеры, электро- и газосчетчики в таких квартирах должны появиться для жильцов бесплатно, за счет средств законного владельца помещений, то есть администрации города.

Начальник управления ЖКХ городской администрации Людмила Карпинская отказалась прокомментировать нам эту ситуацию, ссылаясь на то, что отсутствуют прямые законодательные нормы, устанавливающие обязанность органов местного самоуправления по установке электросчетчиков, и что в каждом конкретном случае нужно смотреть абонентский договор.

В соответствии со ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Получается, что все жильцы (как собственники квартир, так и наниматели) все равно являются абонентами. А раз так, то: «Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации о неисправностях приборов учета энергии» (ст. 543 ГК РФ).

Но есть одно важное обстоятельство — между энергопринимающим оборудованием любой квартиры всегда находится энергопринимающие устройство и энергетические сети самого жилого здания (электрические сети), которые входят в состав общей долевой собственности и не могут находиться в ведении ни одного нанимателя, который, соответственно, не может являться абонентом энергоснабжающей организации по условиям ст. 539 ГК РФ.

Следовательно, абонентом в данном случае будет являться управляющая организация, которая, собственно, и предназначена для обслуживания и замены необходимого оборудования. Так что если вы не собственник квартиры, то смело пишите заявление на замену (установку) счетчика в вашу управляющую компанию. Расходы ее на установку новых электросчетчиков в муниципальном жилье должна в конечном счете компенсировать администрация из местного бюджета. Хотя, по нашим сведениям, в управляющих организациях Кирово-Чепецка единого мнения по этому поводу тоже нет, а значит, на сегодняшний день отсутствует алгоритм их действий в отношении нанимателей.

Тем не менее, нанимателям необходимо внимательно прочитать свой договор социального найма, и если в нем не прописаны условия, что на вас возложена данная обязанность, то вся ответственность «упадет» на собственника помещения. Если вам не поставят счетчик бесплатно – обращайтесь в суд. В судебной практике такие прецеденты есть, и судебные решения выносятся в пользу нанимателей.

Норматив — величина конъюнктурная

О том, что идея энергоресурсосбережения начинается с приборного учета, говорят с первых дней коммунальной реформы, то есть еще с середины 1990-х годов. Однако до сих пор повсеместный приборный учет так и не организован, и в практике

отечественного ЖКХ еще широко применяются так называемые нормативы потребления коммунальных ресурсов, когда общий объем поставляемых в город ресурсов делится на количество потребителей.

Понятно, что нормативы потребления — вещь достаточно условная, хотя и выводится на основе отраслевых методик. Норматив как явление не отражает действительности, не дает возможности выявлять утечки и места нерационального расходования ресурсов, а значит, «консервирует» ситуацию. Гораздо справедливее и экономически обоснованнее, считают в ресурсоснабжающих организациях, вести расчеты по точным показателям прибора учета.

Другим изъяном нормативов как основы для ведения расчетов за коммунальные ресурсы считается их политизированность, конъюнктурность. Заниженные нормативы приводят к тому, что фактически потребленные горожанами объемы коммунальных ресурсов оказываются выше, чем рассчитанные по нормативам величины. Коммунальные предприятия, произведшие и транспортировавшие услуги до конечного потребителя, несут убытки, стабильность и качество их работы ухудшается, растут долги. Для покрытия разницы между фактически потребленными и нормативными объемами услуг исполнитель коммунальных услуг был вправе выставить дополнительную «13-ю» квитанцию или произвести квартальный перерасчет. На практике же всякий перерасчет встречался населением с негодованием, и взыскать недополученную оплату было крайне сложно. В 2011 году (постановлением правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354) внесены изменения в порядок предоставления коммунальных услуг, и корректировки платежей в домах, не оборудованных общедомовым прибором учета, были полностью исключены.

Таким образом, упорядочить систему расчетов за коммунальные ресурсы, заявляет нам федеральное правительство, могут только общедомовые и индивидуальные приборы учета (в совокупности), которые фиксируют реально поставленные в дом услуги и потребленные как индивидуальными потребителями-абонентами, так и совместно жильцами на общедомовые нужды в местах общего пользования.

Точность – сестра экономии

В абсолютном большинстве кирово-чепецких квартир, построенных еще в советские времена, ставились электросчетчики с номинальным током в 5 – 20 ампер и классом точности 2,5. Средний срок службы таких приборов составлял в среднем 30 лет при обязательной промежуточной поверке в 8 — 15 лет (в зависимости от модели электросчетчика).

В тех условиях данных характеристик приборов учета электроэнергии было вполне достаточно для нормального функционирования. Но за последние годы в каждом доме появилось большее количество электрооборудования, и зачастую в одной комнате работает больше приборов, чем лет двадцать назад во всей квартире. Естественно, что старые электросчетчики, не рассчитанные на возросшую нагрузку, давно уже перестали соответствовать изменившейся ситуации, что в свою очередь приводит к повышению нагрузки на них и, как следствие, к коротким замыканиям и пожарам.

В связи с этим еще с 1997 года запрещен выпуск электросчетчиков с классом точности 2,5, а все существующие счетчики такого типа должны быть заменены на приборы с классом точности не ниже 2,0. Поэтому, если ваш прибор учета имеет класс точности ниже, то его показания считаются некорректными. Также нужно учесть, что счетчики должны регулярно проходить поверку. Если упустить сроки поверки, то показания счетчика также будут считаться некорректными. В обоих случаях энергетики вправе составить акт о безучетном потреблении электроэнергии и рассчитывать вам оплату по нормативу.

Но если хозяин квартиры не установил сам и не позволил установить прибор учета ресурсоснабжающей организации, никаких штрафных санкций и репрессивных мер пока никто не может применить. Действующее законодательство не предусматривает ответственности частного лица (собственника или нанимателя) за неустановку электросчетчика. Поэтому, угрожая вам отключением электроэнергии, специалисты энергоснабжающей организации, мягко говоря, лукавят. Против тех, кто отказывается от индивидуального «оприборивания», пойдут другим путем.

В сентябре ожидают выхода постановления правительства взамен ныне действующего № 307, которым определяется порядок предоставления коммунальных услуг в многоквартирных домах. Проект документа, который был опубликован ранее, сейчас корректируется. В нем заложены серьезные повышающие коэффициенты в методике расчета платы для тех потребителей коммунальных услуг, которые не установили индивидуальные приборы учета и оплачивают потребление ресурсов не по факту, а по нормативам. Вряд ли кто-то захочет отдавать за коммунальные услуги больше половины своего семейного бюджета…

Подготовила Елена Бушуева, «Чепецк-Ньюс»

Здесь можно оставить свои комментарии

Комментариев нет:

Отправить комментарий