вторник, 27 ноября 2012 г.

«И это все о нем»

На днях участвовал в работе Аграрной секции Московского Экономического форума.

Обсуждали достаточно серьезные вопросы. Почему при имеющемся потенциале отрасли, программы развития сельского хозяйства в России не эффективны? Как повысить финансовую привлекательность агропромышленного комплекса и мотивировать инвесторов вкладывать средства в долгосрочные проекты?

Заседание аграрной секции МЭФ 22.11.2012

В России есть все условия для полноценного развития сельского хозяйства: кадры, земельный ресурс, водные запасы. Но нет заинтересованности государства в исправлении сложившейся ситуации. Точнее заинтересованность, может быть, и есть, но нет четкого понимания того, какие шаги должны быть сделаны  в этом направлении. Поэтому наблюдается волнообразная динамика развития отрасли. Но обо все по порядку.

В 2006 году был утвержден нацпроект «Развитие АПК». Многие предприятия поверили, что грядет возрождение отрасли, влезли в серьезные долги. Инвесторы в короткие сроки, за 3-4 года, модернизировали производство, преодолев технико-технологические трудности. Но счастье длилось недолго. В посткризисном, 2009-м году, государство вновь отвернулось от сельского хозяйства, начав активно поддерживать банковский сектор. Про село забыли. И вот сегодня общий кредитный портфель сельхозпредприятий составляет порядка 1,6 трлн рублей. Рентабельность в отрасли упала практически до нуля. Сегодня можно констатировать, что отрасль работает себе в убыток. Основная часть заработанных денег идет на погашение кредитной задолженности. На развитие собственной производственной базы не остается ни копейки. Чувствуется нехватка оборотных средств. А на подходе – принятие новой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы».

Прочитав концепцию программы, а она, на мой взгляд, полностью направлена на подрыв экономики отрасли, сложилось стойкое ощущение, что писали ее люди, далекие от сельского хозяйства.

Новый механизм софинансирования делает эту программу нежизнеспособной.
Для тех, кто не читал мой блог ранее, сообщаю: в рамках новой госпрограммы доля федерального бюджета при финансировании мероприятий программы может сократиться более, чем вдвое (в сравнении с действующей ФЦП): до 30%. При этом, около 40% должны будут обеспечить консолидированные бюджеты регионов, и еще 30% — внебюджетные средства, то есть сами предприятия. Подробнее можно почитать здесь

Сегодня в России практически нет регионов и отраслевых предприятий, способных в таких объемах финансировать социальные проекты. 

А последней шагом на пути уничтожения сельского хозяйства стало вступление России в ВТО. Были отменены пошлины на ввозимое и вывозимое сельхозсырье. В российских условиях производства это делает отечественную продукцию неконкурентоспособной. Огромные объемы дешевой иностранной продукции хлынули на наши рынки. Из России, напротив, стали вывозить качественное зерно.  

За последние два десятка лет производство зерновых в России упало на 20%, говядины – на 62 %, молока – на 43%. Зато доля импорта выросла в 4,5 раза! Нас незаметно посадили на иглу импортного продовольствия.

Заброшены 40 млн гектар российской пашни (для сравнения, эта территория примерна равна площади Германии).

Вспомнилась история, рассказанная одним из представителей нашего аграрного комитета, после рабочей поездки в Германию. Ситуация была такая: один очень предприимчивый бюргер перевел 16 гектар угодий сельхозназначения в другую категорию земель. И собирался построить на этом участке коммерческий проект. Фокус не удался.

Впоследствии этот вопрос серьезно обсуждался на уровне Правительства, а неэффективный землепользователь понес жесточайшее наказание.
В нашей стране по данным доклада Минэкономразвития только за 2010 год из земель сельхозназначения было выведено более 32 тысяч гектар сельскохозяйственных уголий. И, к сожалению, эта цифра увеличивается год от года. 

До избрания в Госдуму, я долгое время занимался сельским хозяйством, работал на земле, и что называется, изнутри знаю проблемы отрасли. Поэтому считаю, что сложившуюся ситуацию можно выправить. Но для этого нужен ряд комплексных мер. 

Во-первых, необходимо ежегодно увеличивать объемы госфинансирования отрасли. Для начала, внести в бюджет следующего года поправки, предусматривающие двухпроцентное повышение суммы, выделяемой на сельское хозяйство. Через год – еще на два. Таким образом, через пять лет доля финансирования АПК из госбюджета возрастет на 10%.

Для примера приведу Белоруссию: объем средств, выделяемых в этой стране на развитие отрасли, составляет 21% от всего государственного бюджета. Уровень поддержки Евросоюзом своих товаропроизводителей более 30%. В России – менее 2%. Сельское хозяйство в Америке вообще идет по пути торговой экспансии мировых рынков сбыта, что говорит о высоких объемах производства, уровне технологического развития и стабильном положении товаропроизводителей.

Во-вторых, необходимо пересмотреть вопрос задолженности предприятий АПК путем пролонгирования выплаты по кредитам до 20 лет. Неоднократно говорил, что закредитованность предприятий отрасли – злейший враг АПК.

Данная мера снизит финансовую нагрузку предприятий, позволит высвободить средства, необходимые для дальнейшего развития и модернизации.

Далее, ввести градацию объема субсидирования регионов в зависимости от климатических условий и территориального расположения.

Ну и, наконец, обеспечить нашим крестьянам доступ к государственному заказу, ограничив при этом участие в нем иностранных компаний.

Вывести аграрный комплекс из ямы, в котором он сегодня находится, можно только рядом комплексных, последовательных и целенаправленных мер. А не точечными ударами. Почему-то эти потуги правительства напоминают игру в дартс, только с закрытыми глазами. На удачу, что называется.

Здесь можно оставить свои комментарии

Комментариев нет:

Отправить комментарий