1 Мая… Теперь мало кто задумывается о происхождении и первоначальном смысле этого праздника. Между тем, традиция отмечать 1 Мая своими истоками уходит в 80-е годы позапрошлого века, когда в США происходил подъем массового рабочего движения. Именно тогда требование сокращения рабочего времени и улучшения условий труда, выдвинутое и поддержанное рабочими разных профессий, стало всеобщим. Происходил неуклонный рост забастовочного движения (1881 г. – 130 тыс., 1886 – 610 тыс. участников). Ширилась сеть тред-юнионов (профсоюзов) и политических организаций американского пролетариата. Федерация тред-юнионов и рабочих союзов на своем втором съезде (1882 г.) приняла резолюцию о требовании 8-часового рабочего дня, предложенную представителями чикагских рабочих, и обратилась к президенту США, который, однако, оставил призыв тред-юнионов без внимания.
Важной вехой в борьбе за 8-часовой рабочий день был съезд 1884 г., который принял резолюцию, призывавшую установить 8-часовой рабочий день с 1 мая 1886 г. Организациям предлагалось провести голосование о всеобщей забастовке в поддержку этого требования. Резолюция следующего съезда (1885 г.) выражала наивную надежду, что предприниматели согласятся с представленным им документом о 8-часовом рабочем дне. И лишь со временем приходило трезвое осознание того, что не следует ждать милости от капиталистов, и не путем моральных увещеваний рабочие могут добиться выполнения своих требований, а лишь путем упорной, планомерной и организованной борьбы. Именно благодаря активизации забастовочного и профсоюзного движения части рабочих удалось заставить предпринимателей пойти на сокращение рабочего дня.
Начало 1886 года было отмечено новым всплеском рабочего движения. В конце апреля президент США Г. Кливленд выступил с посланием конгрессу по рабочей проблеме. Признавая остроту конфликта между рабочими и предпринимателями, Кливленд отметил «жадность и чрезмерные требования» последних. Упрекнув трудящихся в «недостаточной осторожности» президент пообещал с помощью правительственного вмешательства ликвидировать разногласия. Послание это носило демагогический характер, и было направлено на то, чтобы успокоить общественное мнение и отвлечь рабочих от борьбы пустыми обещаниями. Практического значения оно не имело.
Флагманом борьбы за 8-часовой рабочий день становится г. Чикаго, крупный индустриальный центр США. 1 мая 1886 г. полностью остановилось все железнодорожное движение через город, закрылись все складские, станционные и ремонтные помещения, замерли промышленные предприятия: машиностроительные, железоделательные, деревообрабатывающие, мебельные, скотобойные и мясоконсервные, приостановились погрузочные работы. В течение нескольких дней общее число забастовщиков превысило 50 тыс. Участились митинги, росло число их участников. Капиталисты были напуганы и пошли на уступки.
Но буржуазия отнюдь не собиралась сдавать свои позиции без боя. Рабочим противостояли предприниматели и их объединения, которые имели в своем распоряжении огромные материальные средства, подкупленную полицию, штрейкбрехеров. Разработана система провокаций, которая и была пущена в ход 3-4 мая. В первый день рабочие, уволенные с завода сельскохозяйственных машин Маккормика, устроили митинг. В ходе спровоцированного столкновения рабочих со штрейкбрехерами, специально вызванными во время митинга с завода, полиция открыла по рабочим огонь. Шесть человек были убиты, многие ранены.
Провокации продолжались и на следующий день, когда несколько тысяч рабочих собрались наплощади Хэймаркет. В выступлениях ораторов говорилось о тяжелом положении рабочих, о хитрости, жадности и вероломстве капиталистов, содержался призыв к бдительному и ответственному поведению рабочих перед лицом вооруженных противников. Время было позднее, начался дождь, и многие участники митинга стали покидать площадь. Неожиданно прибыл большой отряд полицейских. Они окружили повозку, с которой выступали ораторы. Появление полиции насторожило участников митинга, ибо в этом не было необходимости: митинг был мирным, и к тому же мэр города, только что покинувший площадь, заверил капитана полиции, что ее вмешательства не требуется. Тем не менее офицер полиции настаивал на немедленном закрытии митинга и велел всем разойтись. Полицейские начали теснить митингующих. В этот момент в их ряды полетела бомба, пущенная провокатором. Один полицейский был убит. Это послужило сигналом к расправе над рабочими. Полиция открыла по толпе рабочих огонь. После разгона чикагского митинга в стране была инспирирована антирабочая кампания, грубо нарушались конституционные гарантии личной свободы и неприкосновенности, начались массовые аресты, обыски. Над видными деятелями рабочего движения был устроен показательный процесс. Вся судебная процедура была сплошным нарушением законодательства, состав суда был подобран тенденциозно. В ноябре 1887 г. четверо из приговоренных были казнены, а один, не дожидаясь исполнения приговора, покончил с собой в тюрьме. Казнь состоялась, несмотря на широкую кампанию рабочих США и Европы в защиту осужденных, несмотря на протест влиятельных американских общественных деятелей демократического направления.
Майские события в Чикаго (вошедшие в историю как «Хэймаркетская бойня») имели поистине судьбоносное значение для развития международного рабочего и социалистического движения. Борьба за сокращение рабочего дня в США и других странах капиталистического мира получает новый импульс. Более 200 тыс. американских рабочих добились сокращения рабочего времени (в том числе – и до 8 часов). Происходит массовое вступление трудящихся в союзы и тред-юнионы. На 1-м конгрессе II Интернационала в Париже 1889 г. было принято решение о проведенииежегодной всемирной демонстрации трудящихся 1 мая, «чтобы разом во всех странах и во всех городах в один установленный день трудящиеся предъявили общественным властям требование ограничения законом рабочего дня до восьми часов, а также выполнения других постановлений международного конгресса в Париже». Так первый день мая стал Днем борьбы и международной солидарности трудящихся, а в России после Октябрьской революции 1917 года, свергнувшей власть буржуев и помещиков, – был законодательно провозглашен праздником, который получил искреннее всенародное признание.
Ныне буржуазная власть пытается присвоить себе этот красный день (равно как и некоторые другие знаменательные даты советского календаря), оставив его выходным, поменяв название и даже устраивая показушные «демонстрации» с народными гуляньями. Нечто подобное в свое время имело место в гитлеровской Германии, где 1 Мая было демагогически объявлено «Праздником труда». Для сознательных людей смысл подобного рода инсинуаций ясен – выхолостить истинное (классовое) содержание Первомая, примирить трудящихся с существующим режимом: дескать, вот вам праздник, радуйтесь и развлекайтесь. И задача коммунистов в современной России – разъяснить трудящимся массам, что в условиях реставрации капитализма День 1 Мая наполняется новым смыслом: из советского праздника (с отдыхом, выпивкой и шашлыками, а для кого-то – с садовыми грядками) он вновь превращается в День борьбы, однодневную манифестацию, призванную актуализировать классовое единство пролетариата России и других стран в борьбе с капитализмом и лишний раз напомнить рабочему классу о возложенной на него исторической миссии, а именно –революционное ниспровержение буржуазной системы и установление социалистического строя, где власть и собственность будут принадлежать трудящимся. А праздновать – будем после победы.
И. Быстров
Комментариев нет:
Отправить комментарий