пятница, 2 ноября 2012 г.

«Фанни и Александр»: как музыкальная шкатулка…

Пожалуй, не будет никакого смысла в том, чтобы посвящать внушительную часть рецензии на фильм «Фанни и Александр» (Швеция, Франция, Германия (ФРГ), 1982) реверансам в сторону его создателя – одного из величайших режиссеров XX века Ингмара Бергмана. Сколько о нем не напиши, насколько восхищенно о нем не отзовись – всего этого всегда будет мало.Поэтому гораздо логичнее и полезнее обратиться собственно к одной из его наиболее известных и любимых зрителями всего мира работ.

Картина «Фанни и Александр» ассоциируется лично у меня с этакой старинной музыкальной шкатулкой – предметом роскошным, изысканным, несколько таинственным, наполненным самыми трогательными и сокровенными воспоминаниями. Нечто в стиле произведений Майринка…

Детство любого человека – это некий основополагающий этап, плацдарм для всей последующей жизни. То, что происходило с каждым из нас в ранние годы – навсегда оставило след в душах, сделало нас такими, какие мы есть теперь.

В объективе камеры – юный Александр и его сестра Фанни. Растут дети в большой семье… Во главе клана Экдаль стоит сильная и справедливая Элена (Гунн Волльгрен). Возле нее – три взрослых сына, судьбы которых сложились совершенно по-разному. Один из них – Оскар (Аллан Эдвалль), главный режиссер театра, и является отцом Александра и Фанни.

Дом Экдалей – это целая вселенная, полная любви и чудес, рождественских ужинов и подарков, ссор и смеха, ночных страхов и небольших секретов. И друг за друга члены этой семьи постоять уж точно могут…

Идиллия, какой бы она не была, заканчивается внезапно. Оскар умирает. Волшебный мир рушится… Теперь Фанни и Александр, подобно Еве и Адаму, знают, что такое Смерть (а Александру доводится даже увидеть ее в сумрачной гостиной…). Но, оказывается, это еще не самое страшное, что выпало на долю сирот. Вдова Оскара Эмилия (Ева Фрёлинг, «Девушка с татуировкой дракон») вскоре выходит замуж за местного пастора – и переезжает к нему вместе с детьми. Отчим же, вопреки первым впечатлениям, оказывается сущим дьяволом… Но разве настоящее горе – это не та ситуация, в которой познается сила родственных уз?..

Алексей УЛЬЯНОВ,
http://leninstreet.livejournal.com/

Мой блог о кино

Здесь можно оставить свои комментарии

Комментариев нет:

Отправить комментарий