«Бороться бесполезно, лучше смириться и приспособиться», — так сегодня думает большинство жителей Кирово-Чепецка, недовольных качеством жилищно-коммунальных услуг. Лишь небольшая часть продолжает «искать правду», строча жалобы в различные инстанции – от своей управляющей компании до президента.
Жилконтроль и жилнадзор теперь разделяются
Ответы на эти жалобы разнообразием не отличаются: собственники должны самостоятельно регулировать свои отношения с управляющими компаниями, а в случае принципиального противостояния разрешать конфликт в судебном порядке. Однако не так-то просто и быстро удается решить принципиальные вопросы через суд (пример тому – многолетнее разбирательство между ООО «ЖЭК-7» и собственниками дома № 13 по ул. 60 лет Октября по смене управляющей компании). Поэтому изменения в федеральном жилищном законодательстве, которые с января нынешнего года разделяют функции контроля и надзора в сфере ЖКХ, тех, кто в теме, без сомнения, порадовали.
Теперь организация жилищного контроля относится к вопросам местного значения, а за Государственной жилищной инспекцией остается надзор. Таким образом, нововведения в Жилищном кодексе РФ должны помочь собственникам защищать свои права как потребителей жилищно-коммунальных услуг на муниципальном (в некоторых регионах – межмуниципальном) уровне.
Пожалуй, самое актуальное направление в деятельности органов муниципального жилищного контроля – внеплановые проверки по жалобам жителей на действия управляющих организаций по соблюдению обязательств в рамках исполнения договоров управления. Для проведения проверки по такому вопросу законом предусмотрен очень короткий срок – 5 дней. Кроме того, жилищная инспекция обязана осуществлять контроль за качеством предоставления услуг нанимателю жилых помещений, иными словами, за жилищным фондом, являющимся муниципальной собственностью. Плюс, согласно законодательству, новый орган должен проводить мониторинг действий самих органов местного самоуправления в части соблюдения ими требований ст.29 ЖК РФ о перепланировках жилых помещений, т.к. действия по перепланировкам могут влиять на безопасность жителей всего многоквартирного дома.
Инициаторы законодательных изменений считают, что такая система позволит более пристально отслеживать и оперативно решать конкретные вопросы, по которым обращаются жители, когда не соблюдаются условия договора управления (не выполняются регламентные работы по уборке территории, по подготовке жилья к зиме, по обеспечению внутриподъездного освещения и т.д.).
Коммерческим УК сделали реверанс?
30 января депутаты городской Думы заслушали информацию об организации в Кирово-Чепецке муниципального жилищного контроля. Соответствовать требованиям закона наша исполнительная власть собирается через введение в структуру администрации (конкретно в управление ЖКХ) новой штатной единицы – муниципального жилищного инспектора и наделение этого специалиста определенными полномочиями. Был озвучен план проверок юридических лиц, оказывающих населению жилищно-коммунальные услуги. В нем оказались МУП «ЖЭК-6», МУП «ЖЭУ-6», МУП «Коммунальное хозяйство», ООО «Альтернатива» (2013 год), а также ТСЖ «Территориальный», «Сосновый», «Черемушки» и «Каринторф». Возникают закономерные вопросы: а почему контроль распространяется на муниципальные предприятия и товарищества собственников жилья? Значит ли такой подход, что собственники, чье жилье находится в управлении частных компаний, лишились муниципальной контрольной инстанции по сути еще до ее создания? Или администрация решила сделать реверанс перед тремя руководителями частных УК, которые являются депутатами городской Думы?
Начальник управления ЖКХ Людмила Карпинская на заседании Думы подчеркнула, что контроль планируется исключительно в отношении муниципального жилищного фонда. Получается, что новый специалист будет ориентирован на проблемы нанимателей жилья — тех, кто проживает в многоквартирных домах по договору социального найма. Что же касается владельцев квартир, то схема взаимоотношений остается прежней: собственник жилья — управляющая компания.
По мнению Людмилы Карпинской и начальника правового управления администрации Натальи Двининой, в тех домах, где большая часть приватизированного жилья, проблемы жильцов остаются прерогативой органа государственного жилищного надзора – Госжилинспекции, точнее, ее представительства в областном центре. Они сослались на письмо Минрегионразвития от 06.09.2012, в котором говорится, что муниципальным жилищным инспекторам нецелесообразно проводить контроль в таких домах, а значит, и инициировать проверку в связи с нарушением договора управления. Но ведь в новой редакции Жилищного кодекса не сказано, что если жалоба поступила от собственника жилого помещения, то на уровне муниципалитета его следует послать…в вышестоящие инстанции.
Нельзя объять необъятное. Но стоит попытаться
Есть закон. Есть его исполнители. А между ними целая цепочка так называемых подзаконных вариаций – трактовки, рекомендации, разъяснения и т.д. Именно на этом этапе происходит подтверждение пословицы «Закон что дышло: как повернул, так и вышло».
Согласно части 1.1 статьи 165 Жилищного кодекса РФ, орган местного самоуправления на основании обращения собственников помещений в многоквартирном доме, председателя совета многоквартирного дома, органов управления товарищества собственников жилья о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162, в пятидневный срок проводит внеплановую проверку деятельности управляющей организации. Так говорится в законе. Где тут сказано, что коммерческие управляющие организации при этом исключаются? Да и вообще любой здравый человек будет воспринимать муниципальный жилищный контроль как контроль на территории данного муниципального образования, а не только как контроль за муниципальным жилищным фондом. Особенно если иметь в виду, что этого фонда осталось всего ничего.
Не буду спорить: один специалист не может объять необъятное. Но тут ведь дело в принципиальной постановке вопроса: круг полномочий, приоритеты при их реализации, степень зависимости от руководства. Если муниципальному жилищному инспектору с первого дня будет указано принимать к сведению только сигналы от нанимателей жилья и игнорировать обращения собственников, то на полноценный жилконтроль можно и не рассчитывать…
Комментариев нет:
Отправить комментарий