Роль тех или иных «дверей» в конкретном номере издания может отличаться: иногда удается найти отличную фотографию, будоражащую воображение, а бывает, сверкнут остроумием авторы, развернув перед читателем веер ярких, образных заголовков. О роли иллюстраций в оформлении мы говорим довольно часто. Вглядимся в современную практику создания заголовочных комплексов. С их помощью дизайнер организует процесс создания хороших заголовков к каждому материалу.
Ансамбль – это звучит торжественно
Всмотритесь при случае в сверстанную полосу, убрав из нее иллюстрации. Самыми активными элементами на странице останутся заголовки. Или титульные комплексы – это в том случае, если газета реализует много ступенчатую их структуру.
Напомним, что существует следующая классификация заголовочных компонентов: простые, это когда титул представляет собой одно предложение и состоит из одной-двух строк; сложные – при формировании двух трехуровневых названий (рубрика, заголовок, подзаголовок и т.д.); и составные, включающие, кроме названных выше элементов, имя автора, выделенное первое предложение публикации (врез) и иллюстрацию с подписью.
Избрание того или иного варианта подачи заголовков – вопрос типологии издания: читательского ориентира, маркетинговой стратегии, эстетических пристрастий оформителей… Это значит, что если газета ориентируется на розничные продажи, видит себя массовым изданием, то ей подойдут крупные (до 100 пунктов и больше), черные, рубленые титулы в одну или две строки. Причем независимо от формата – А2 или А3…
Сложные, многоступенчатые заголовки характерны для газет влияния, качественных изданий; здесь коллеги стремятся впечатлить читателя не мощным кеглем и броской фразой, а изяществом формулировок, глубокими смыслами, ибо изначально пишут о вещах не простых, общественно значимых. Тут и надзаголовки бывают часто сложные, многосоставные: тема, а потом – расшифровка, уточнение… Затем – заголовки: длинные, информативные, содержательно и эмоционально насыщенные. Потом еще и подзаголовки…
Составные заголовочные ансамбли – признак высокоорганизованных, передовых с точки зрения дизайна газет, как правило, деловой направленности – общефедеральных или региональных. Такие газеты, как правило, делаются по жесткой модели. Сюжеты иллюстраций в них однозначно соответствуют темам публикаций, картинки дополняют, конкретизируют проблематику выступлений. Врез пишется как продолжение предыдущей системы ориентиров, он суммирует содержание заголовков и предваряет собственно публикацию.
Таковы варианты заголовков газет с точки зрения их функции, роли в системе созданной оформителями навигации по номеру. В данном случае мы обойдем вниманием объемную, серьезную тему постановки заголовков относительно публикации. Ведь строка (или две-три…) названия может располагаться над материалом, закрывая сверху все столбцы текста, а может быть утоплена в него, окружена строками и сбоку и сверху. Тогда, конечно, идея создания многоступенчатой системы заголовков представляется малопродуктивной: строка надзаголовка, например, визуально поблекнет на фоне давящего сверху текста (или его придется значительно поднимать), врез уже точно не будет продолжать заголовок, так как расположится где-то вверху и т.д. То есть мы в данном случае анализируем варианты брусковой верстки, предполагающей строгую прямоугольную геометрию публикаций на полосе, когда титульный комплекс занимает всю их ширину.
Следует, однако, заметить, что подобная верстка находит все больше сторонников, так как она проще, технологичнее и – как отмечалось – позволяет создавать сложные заголовочные конструкции. Последнее, в данном случае, становится определяющим. Варианты, например, «клиповой» подачи заголовков, когда с помощью различных эффектов (тень, контур, заливка, объем, стилизация под «нетвердую руку», под размываемый, сгорающий шрифт, помещение текста на кривых линиях, в фигурах, «пузырях» и прочее, и прочее) уходят в прошлое. Даже «самые» массовые издания чаще обходятся традиционным совмещением заголовков с иллюстрацией или простым повышением кегля.
В поисках динамичных конструкций
Среди множества классификаций заголовков по содержанию и словесной форме выделяются, практически, две разновидности. Если не вникать в детали (а на практике выискивать в названиях заметок особые нюансы просто некогда, если только на такую задачу не выделен сотрудник), заголовки бывают длинные, развернутые, содержательные или краткие, назывные, определяющие тему в самом общем виде. За каждым из вариантов – свои преимущества: одно-двухсловные придумывать проще и иногда они выходят впечатляющими: образными, ассоциативными.
Заголовки-ансамбли требуют дисциплины – сначала творческой, потом технологической. Но если создана модель, которая подразумевает развернутую систему навигационных элементов, проблема порядка упрощается. И газета обретает современное, можно сказать, модное лицо…
У нас есть возможность оценить последние оформительские изыски в этом направлении. «Российская газета» в новом году обновилась: начала выходить в полном цвете, кардинально поменяла верстку и даже модернизировала логотип (ил. 1).
Но если присмотреться, то самым существенным решением, на наш взгляд, стало усложнение заголовочного комплекса (ил. 2). Рубрика, которая раньше помещалась под заголовком, рядом с подписью автора, переместилась на самое видное место, в надзаголовочную часть и обрела продолжение, стала развернутой: «Ижевск В ящиках для растопки печи пенсионер обнаружил автоматы».
Региональная ссылка «Ижевск» в данном случае акцентирована коричневым цветом. Собственно заголовок иронично сообщает: «Дрова из всех стволов». Житель Удмуртии, обнаруживший в купленной на растопку деревянной таре автоматы, удрученно чешет затылок. В подписи под снимком сообщается, что «57-летний Николай Немтырев до сих пор пребывает в шоке от неожиданной находки». Что ж, похоже… Вынос, расположенный непосредственно под снимком, объясняет ситуацию: «Оружие на «Ижмаш» поступило из войсковых арсеналов Минобороны России для утилизации, а ящики из-под автоматов подлежали вывозу на свалку».
Цитирование элементов навигации в нашем случае ставит целью показать последовательность раскрытия темы: регион, тема публикации, герой, суть проблемы… При этом, заметим, коллеги тщательно исполняют правило подобных ансамблей: каждая из ступе ней титула сообщает, не повторяясь в словах, новые подробности.
Некоторое недоумение вызывает только рубрика к выносу (совершенно новый элемент!): «Акцент». Дело в том, что во всех других случаях к цитате из материала коллеги ставят слова рубрики публикации. Это либо чей-то недогляд, либо тут есть проблема: повторить здесь слово «Ижевск», наверное, показалось бессмысленным… Точнее, малосодержательным. Таким образом, мы видим, как много усилий и внимательности требуется сейчас коллегам из «Российской газеты», чтобы преподнести практически каждый свой материал. Ведь примерно по такой же непростой схеме верстаются и остальные заметки, не только главные.
На иллюстрации 2 справа рассказывается о ситуации с одним из зданий строящегося «Москва Сити». Обращает на себя внимание заголовок «Приземистый небоскреб». Читаем над ним: «Проект Архитекторы пока не знают, чем заменить башню «Россия» в «Москва-Сити». Здесь есть и вынос: «Высоту здания предложено ограничить 240 метрами».
В общем и целом ситуация вокруг грандиозной стройки понятна. В том или ином варианте подобные оформительские решения реализуют сейчас многие качественные издания. Мы подробно анализировали систему навигации газеты «Ведомости», писали о дизайне новых «Московских новостей», отмечали особенности оформления обновив шейся «Вечерней Москвы», некоторых других газет.
Многословные, развернутые заголовки становятся приметой передовых, с точки зрения дизайна, местных изданий, причем отнюдь не областного значения (ил. 3). Газета «Наш город Кирово-Чепецк», судя по валовому номеру, выходит не долго, и характерно, что журналисты делают ставку на привлекательные, интригующие заголовки.
Разумеется, тут не используется весь ансамбль возможных элементов, но и рубрики и собственно названия материалов отличаются фактичностью, предметностью, что, в общем, пока редкость в отряде местной прессы. Разумеется, издание, выбирая тот или иной вариант верстки заголовков, учитывает не только типовую принадлежность, но и какие-то другие обстоятельства: накопленные традиции, конкурентное окружение, авторский состав и проч. Или просто решает не морочить себе и читателям голову, мол, чем проще – тем лучше…
Очевидно, что коллеги из «Известий» не ставили перед собой задачу предельно «опроститься», но реализуемый ими сейчас графический стиль порождает ощущение невнятицы, эдакого словесного «бубняжа» небрежной скороговорки (ил. 4): «Митинг хотят…» и «Космодром «Восточный» хотят…».
Четыре безликих, ни уму, ни сердцу фотографии на полосе… Заголовок «Высокое искусство» может означать что угодно, а, по сути, несет только не уместную в данном случае иронию. Он неточен по сути и банален по форме.
А образцы для подражания, как выяснилось, у коллег из общефедеральной газеты, были маститые, заграничные – The Wall Street Journal и The New York Times.
Именно у них позаимствованы главные принципы верстки материалов: заглавный текст с подзаголовком, второстепенные – только один заголовок на весь формат, свободное расположение на полосе иллюстраций. И ни рубрик, ни врезов, ни выносов… Только имена авторов, подчеркнутые тонкой линей кой. Но почему же первые, например, полосы нью-йоркских газет не выгля дят так уныло? Может быть, потому что они сформированы с учетом композиционной гармонии?
The Wall Street Journal (ил. 5): полоса отчетливо разбита на три отдела: левый блок, низ, правая часть… Жанровая специфика каждой публикации очевидна, она подкреплена своими приемами подачи заголовков, шрифтами, выключкой, линейками, цветом… The New York Times же (ил. 6) – вообще образец упорядоченного оформления: полная симметрия, предельное единообразие в подаче сходных тем, все материалы на первой странице публикуются с продолжением, то есть каждому дается строго определенное место…
Узкий формат американских газет не мешает им быть информативными и упорядоченными, на всю гамму используемых на первой полосе жанров хватает оформительских акцентов. «Известия» же, похоже, усвоили только одно: многословную форму заголовков, забыв, что существует понятие жанровой специфики. Отсюда и графическая невнятица внешнего лица известного издания.
Общее правило построения заголовочного комплекса: отчетливый контраст между строками по двум параметрам – по размеру и начертанию. А это значит, что в издании, реализующем современную развернутую систему ориентиров, на полосе непременно будут динамичные конструкции, выделяющиеся из текстовой массы – даже если речь идет о двухуровневых комплексах.
Как организовать мозговое замыкание?
Так как же научить коллег сочинять хорошие заголовки? Есть такая метода – ее, наверное, опробовали многие журналисты: выписываешь в колонку все мысли, приходящие в голову по поводу написанного или планируемого материала. На какой-то стадии «излития» слов возникает мозговое замыкание, и заголовок – как молния – возникает в сознании. Однако вспышка прозрения возникает лишь тогда, когда в сознании накопилась некоторая критическая масса смыслов, образов, фраз, их облекающих… Примерно такую же работу проделывает журналист, сочиняя многосоставную формулировку публикуемой темы. Рубрика, ее расшифровка, заголовок, поясняющий его подзаголовок, врез, подпись под снимок… И вот – сверкнуло! Сначала – у автора. Потом, вполне возможно, озарение переживет и читатель.
Журналист № 3. Март 2012
Комментариев нет:
Отправить комментарий