Наш собеседник – Владимир ЛАПТЕВ, технолог участка обессоливания воды ионообменным способом ОАО «ЗМУ КЧХК», который на днях вместе с другими специалистами завода: Русланом Гараевым, Александром Гребневым, Олегом Пыховым, Алексеем Сергеевым, Дмитрием Шаклеиным и Ольгой Ветошкиной — удостоился областной награды в номинации «Инженер года».
- Владимир Павлович, расскажите о новых проектах, за которые вас отметили на областном уровне. Что это за технологии? Какой эффект будет от их использования?
- Мне очень приятно, что нашу работу высоко оценили. Конечно, это коллективная заслуга — в прошлом году мы славно потрудились. Например, внедрили схему, исключающую залповые выбросы кислых и щелочных стоков в канализацию. Сейчас вода, после удаления из нее шлама, снова возвращается в производство и участвует в процессе приготовления регенерационных растворов. Это одно из наших ноу-хау, очень серьезная работа, которая уже получила признание на областном конкурсе по охране природы. Еще в 2011 году был проведена реконструкция узла подогрева исходной воды, смонтирован подогреватель нового типа «КОССЕТ-VII-100». Мы занимались и другими проектами в рамках модернизации, общая цель которых — повышение безопасности, улучшение экологии, а также значительный экономический эффект.
- Откуда у вас тяга к изобретательству?
- Все идет из детства. Меня учили тому, что мужчина должен быть мастером на все руки. Я рос в большой семье в трудное послевоенное время. Все игрушки мы придумывали и мастерили сами. Пилили, строгали. Помню, как в юном возрасте научился делать скворечники, и это занятие меня увлекло. Возле нашего дома висело больше десятка совершенно непохожих друг на друга скворечников. В школе были хорошие кружки, где мы мастерили авиамодели, кораблики, машинки. Первые призовые места за свои изделия я получил, участвуя в районных конкурсах. Когда повзрослел, начал сам проектировать и изготовлять мебель, домашнюю утварь. Дошло до того, что участвовал в экспериментальной сборке самоходного трактора-комбайна. Свой автомобиль – «шестерку» легко разбираю и собираю, не прибегая к помощи специалистов. Если есть тяга, то можно всему научиться. В голове постоянно возникают идеи, как что-то улучшить, заменить, разобрать, собрать… Ремонт квартиры – легко, построить баню в деревне – тоже! Не могу сидеть без дела.
- Высшее образование вы получили, когда уже работали на химзаводе?
- Да, так получилось. Окончил девять классов, пошел учиться в железнодорожное училище. Перед армией успел поработать в вагонном депо. Уже на службе я получил среднее образование. После армии вернулся в Кирово-Чепецк и устроился на химзавод учеником аппаратчика. Так началась моя трудовая биография. Получил комнату в общежитии, женился, пошли дети. Сначала я учился без отрыва от работы в техникуме, потом был кировский «политех». Был мастером смены, инженером, начальником участка. В начале 80-х годов участвовал в пуско-наладочных работах на первой в стране установке непрерывной сорбции. С нуля начинали, отрабатывали технологические схемы, делали всю проектно-сметную документацию. Это сложно, но интересно. По ходу дела, естественно, что-то меняли, дорабатывали. Пригодились все знания и умения. Хороший инженер должен предлагать свои ноу-хау в решении производственных задач.
- В свое время на ЗМУ была отработана система поиска, приглашения и взращивания необходимых специалистов, которые обеспечивались очень мощными социальными пакетами. Сейчас эти традиции возрождаются.
- Я всегда пытаюсь втолковать своим молодым сотрудникам: если есть возможность – учитесь, получайте образование. Знания всегда пригодятся. Действительно, на заводе очень серьезно относятся к подготовке кадров. У нас есть программа «школа – вуз – предприятие», по которой лучшие выпускники школ города бесплатно могут учиться в профильном химическом вузе в городе Иваново с последующим трудоустройством на ЗМУ. В училищах города начался набор в группы востребованных на заводе специальностей, например, в техническом училище будут организованы группы аппаратчиков, слесарей и лаборантов специально для ЗМУ. Это дело полезное. Работникам завода создаются благоприятные условия, чтобы они могли учиться в вузах заочно или на вечернем отделении. Более того, все желающие сотрудники могут пройти обучающий курс на химическом факультете МГУ. Нужно приветствовать их желание развиваться и реализовывать себя! В мои годы таких условий не было. Но настораживает нежелание некоторых студентов прилежно учиться. Они уверены, что все знания, вместе с дипломами и курсовыми, успешно скачают из интернета. Разве можно такому «профессионалу» доверить сложный участок?
- Передалась ли детям ваша страсть к изобретательству?
- Старший сын окончил МИФИ, работает в Москве, но не по специальности. Сейчас он занимает ключевой пост в одной из торговых фирм. Дочка – выпускница МГЛУ, работает в столичном представительстве американской фирмы заместителем директора по связям с общественностью. Второй сын трудится сварщиком на ТЭЦ-3. Супруга Тамара много лет работает на заводе полимеров.
- Изобретательство само по себе занимает много времени, поглощает человека целиком. Тем не менее, есть ли еще увлечения?
- Рыбалка и грибы. Немало сил и времени отнимает сад. На досуге читаю книги Бориса Акунина. Раньше занимался аналоговой фотографией, снимал красоты Вятской земли фотоаппаратом «Зенит». Осталось много фотографий, которые мы с супругой любим рассматривать, вспоминая счастливые мгновения жизни.
Алексей УЛЬЯНОВ, газета «Вперед». Фото автора
Комментариев нет:
Отправить комментарий