Одной из составляющих муниципальной собственности являются объекты недвижимости, в том числе нежилые помещения. Это один из основных активов муниципалитета, способный приносить доход. От того, как им распорядиться, зависит, будет этот доход солидным или мизерным, стабильным или малоустойчивым…
Словом, хозяйское отношение к муниципальной собственности позволяет увеличивать содержимое городского «кармана», а беспечное и безответственное постоянно «дырявят» его.
Вопросы, касающиеся муниципальной собственности, постоянно возникают на заседаниях Кирово-Чепецкой городской Думы. Специалисты администрации сообщают о поступлениях от сдачи нежилых помещений в аренду, предлагают внести изменения в список (прогнозный план) приватизации, информируют о деятельности муниципальных предприятия. Очень часто в их комментариях сквозит искренняя печаль по поводу того, что муниципальные помещения стареют, ветшают, требуют капитальных вложений для ремонта и реконструкции, а денег в необходимом количестве на это нет…
Потому сегодня муниципалитет располагает пустующими помещениями, которые не может сдать в аренду либо продать не с первой, не со второй и даже не с третьей попытки. По некоторым площадям аукцион следует за аукционом со снижением первоначальной цены, но безрезультатно. И все потому, что в аренду брать запущенное помещение предпринимателям нет смысла: вкладывать в «обновление» надо много, при финансовых отношениях между арендатором и администрацией эти вложения практически не будут учтены, а в случае какой-либо надобности городская власть может расторгнуть договор аренды в одностороннем порядке или попросту не пролонгировать его на следующий год. Аналогичная ситуация складывается и в отношении приобретения муниципального имущества: надо изыскать немалые деньги, чтобы его купить и в разы больше затратить, чтобы отремонтировать, приспособить к выполнению цели своей коммерческой деятельности, сделать привлекательным внешне и внутренне. По причине низкой ликвидности продаваемого (отчуждаемого) муниципального имущества почти половина аукционов признается несостоявшимися. Исключение составляют только сделки по схеме так называемой малой приватизации, когда, в соответствии с федеральным законом, преимущественное (без аукциона) и льготное (в рассрочку) право выкупа имеет добросовестный «долгосрочный» арендатор — субъект малого бизнеса. Во всех остальных случаях продажа муниципального имущества трудновыполнимая сделка, и оно, как правило, продолжает «висеть» на бюджете, требуя текущих расходов на содержание и не принося никаких доходов бюджету.
…Минувшим летом индивидуальный предприниматель Михаил Конышев ушел из сферы перевозки пассажиров общественным транспортом, проще говоря, продал принадлежащие ему автобусы. В результате укрупнилось кирово-чепецкое автотранспортное предприятие «Новотранс-5». Пополнив автобусный парк и, соответственно, штат предприятия, ООО «Новотранс-5» заключило с организатором пассажирских перевозок (администрацией города — авт.) договоры на маршруты, которые прежде обслуживал ИП Конышев. А сам он, оставив за собой только службу такси, всерьез занялся новой для себя деятельностью — магазином «Охота. Рыбалка. Туризм», для которого два года назад восстановил здание на ул. Калинина, 26.
Сейчас предприниматель рассчитывает двигаться дальше: расширить ассортимент имеющихся групп товаров, добавить новые виды — в частности спортивные товары, планирует организовать продажу пиротехники и фейерверков, что требует, помимо соблюдения определенных правил продажи, расширения торговых площадей. Выбор у него невелик: либо начинать строительство с нулевого цикла (земельный участок, где расположен магазин, в собственности предпринимателя), либо выкупить соседнее здание на ул. Калинина, 28, находящееся в муниципальной собственности (на фото вверху). Сейчас в нем находятся котельная и прачечная МУП «Коммунхоз».
Михаил Конышев попытался разобраться с первым вариантом и написал письмо в городскую администрацию с просьбой рассмотреть вопрос о возможности продажи помещения. У заместителя главы администрации по экономике Эдуарда Пантелеева состоялась встреча, где предприниматель и специалисты отдела по управлению муниципальным имуществом обсуждали возможный алгоритм действий, который, впрочем, прописан в действующем федеральном законодательстве.
Понятно, что если администрация (с согласия городской Думы!) будет продавать это помещение, то только через аукцион, на участие в котором могут заявиться и другие претенденты. То есть дело это в процедурном отношении долгое, результат его в принципе непредсказуемый, а затраты в случае победы на аукционе огромны.
…Прогуляйтесь по улице Калинина! А еще лучше обойдите дом № 28 со двора. Картина, которая предстанет вашему взору, будет удручающей. Чтобы претендовать на это помещение, нужно понимать, что косметическим ремонтом здесь не обойтись. Помимо глобальной реконструкции внутри помещения, необходимо менять кровлю, обновлять фасад, заменять коммуникации и даже, возможно, укреплять фундамент. Потому что степень износа здания, построенного в начале 60-х годов прошлого века, составляет не менее 70%.
Нет ничего удивительного в том, что предприниматель, рассмотрев оба варианта, выбрал более быстрый, удобный и выгодный для себя. Он уже получил разрешение на строительство и очень хорошо представляет себе, как будет выглядеть обновленный торговый комплекс, поскольку уже изготовлен его эскиз, следующий этап — разработка проектной документации. А это значит, что вскоре на улице Калинина комплекс современных эффектных зданий будет соседствовать с износившейся постройкой, которую можно назвать не иначе, как пережиток прошлого. Но этот пережиток исторической ценности не имеет, в отличие, например, от Слободского, где улицы украшают отреставрированные купеческие особняки…
В 2006 году в Кирово-Чепецке была разработана концепция управления муниципальным имуществом. Одной из целей концепции является развитие предпринимательства за счет обеспечения равноправного доступа, основанного на принципах конкуренции и состязательности, к реализуемой (приватизируемой) и сдаваемой в аренду муниципальной собственности. Но эти принципы не будут работать, пока муниципальные объекты недвижимости неликвидны. Причина непривлекательности объектов нам известна — отсутствие свободных денежных средств. Но известно и следствие — муниципальное имущество превращается в хлам. Так, на ул. Островского уже несколько лет пустует помещение бывшего ТЦ «Байкал» — площади приличные, но разруха внутри неописуемая, потому все претенденты разбегаются (на фото внизу). Как тут не вспомнить: кто хочет — ищет возможности, кто не хочет — ищет причины. Городская администрация — неэффективный собственник, это видно невооруженным глазом. Значит ли это, что сегодня процесс управления муниципальной собственностью — по сути стихийный процесс?
Елена Бушуева
Комментариев нет:
Отправить комментарий