Одним из самых волнующих документов последнего месяца стал проект Стратегии развития пенсионной реформы до 2030 года. Этот проект представлен Министерством труда президенту, правительству и общественности. Сейчас экспертные сообщества обсуждают его основные положения и механизмы реализации. Президент дал поручение соответствующим ведомствам — до 15 декабря 2012 года разработать все необходимые законодательные акты для реализации Стратегии. Чего же нынешним и будущим пенсионерам ждать от новой пенсионной реформы? Мы попытались найти ответы на интересующие всех горожан вопросы.
Для кого увеличится страховая нагрузка?
— Каковы основные положения пенсионной Стратегии?
Начальник управления Пенсионного фонда РФ в Кирово-Чепецком районе Ольга Самылова:
— Прежде, чем говорить о самой Стратегии, напомню основные характеристики нынешней пенсионной системы. Средний размер пенсии по старости в России составляет в настоящее время 9,7 тыс. рублей (по сравнению с 2002 годом в реальном выражении размер пенсии вырос в 2,7 раза). Соотношение прожиточного минимума пенсионера с пенсией составляет уже 183,4%, притом, что в 2002 году было 108,5%. Коэффициент замещения утраченного заработка пенсией тоже достаточно высок — 36,2%.
В качестве приоритетных Стратегия выделяет три основные задачи. Первая – гарантирование социально-приемлемого уровня пенсионного обеспечения граждан. Вторая — обеспечение долгосрочной финансовой сбалансированности пенсионной системы. Третья — удержание страховой нагрузки на экономику страны на уровне, приемлемом для страхователей.
— Ожидаются ли изменения в уплате страховых взносов индивидуальными предпринимателями?
О. Самылова: — В качестве основного принципа в рамках тарифно-бюджетной политики пенсионной системы ставится принцип сохранения приемлемого уровня нагрузки на страхователей, и при этом одновременно принцип единого тарифа страховых взносов для всех страхователей. Сегодня самозанятое население (индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты, фермеры) платят 14,3 тыс. рублей в год. Стратегия предполагает поэтапное увеличение страховой нагрузки на данную категорию страхователей. В 2013 году предлагается увеличить размер в 2 раза, в 2014— в 2,5 раза, в 2015— в 3 раза.
— Затрагивает ли Стратегия интересы работников вредных производств, которых в Кирово-Чепецке немало. По какой формуле будет рассчитываться их пенсионный стаж?
О. Самылова: — Досрочные пенсии для работников вредных и опасных производств не отменяются. Решается вопрос, кто будет их оплачивать: вся страна, как сейчас, или работодатели – владельцы производств, заинтересованные в сохранении таких рабочих мест. Поэтому на первом этапе вводится дополнительный тариф для работодателей за работников на вредных производствах: 2013 год – 4% (список 1) и 2% (список 2 и «малые списки»), 2014 – 6% и 4% (соответственно), 2015 год – 9% и 6%. Параллельно с введением дополнительного тарифа предлагается создать механизмы вывода работников, которые уходят на пенсию досрочно, в корпоративную пенсионную систему.
- Предусмотрены ли налоговые льготы для работодателей, которые платят или хотели бы платить корпоративную пенсию?
О. Самылова: — Информацией об этом пока не располагаем.
Плати 40 по 20 – будешь иметь 20 по 40
— В чем причина разработки Стратегии? Судя по всему, необходимость реформы вызвана дефицитом Пенсионного фонда?
Председатель правления Пенсионного фонда РФ Антон Дроздов:
— В Государственную думу направлен законопроект о бюджете Пенсионного фонда России на 2013-2015 годы. Он сбалансирован, предусматривается рост пенсий. По сравнению с 2011-м годом к 2015-му году они вырастут чуть более чем на 45%. Будут также индексироваться пособия, социальные выплаты. …Расчеты показывают, что если мы будем действовать в существующем правовом поле, уровень пенсии относительно зарплат будет снижаться: к 2030 году это будет 25% заработной платы, к 2040-му – еще меньше. Причины – недостаточность тарифов, недостаток источников, наличие большого количества льготников, необходимость реформирования накопительного компонента. Стратегия предусматривает меры, которые позволят избежать такого развития событий.
— Получается, что нынешняя накопительная система в рамках обязательного пенсионного страхования не оправдала себя?
А. Дроздов: — Накопительная система существует еще действительно короткий срок, за 10 лет нельзя делать вывод о ее эффективности, тем более, что на эти годы пришелся экономический кризис 2008 г. … Накопительная система не отменяется, но переводится из государственного уровня (когда государство решало, где ее размещать) в более гибкий корпоративный добровольный формат. Это позволяет более эффективно размещать пенсионные накопления и получать большую доходность. Второй нюанс – те, кто за 10 лет участвовал в накопительной системе, получили рост пенсий в 2 раза ниже, чем те, кто не участвовал в накопительной системе. Мы не можем допустить, чтобы госпенсия была разная у людей, близких по возрасту, поэтому основным предложением является то, что основа для формирования пенсии в размере 40% должна выступать как базовая, а накопительная должна быть дополнительной и формировать более высокие доходы.
— Вот мы и перешли к главной формуле Стратегии «40-20-40-20». Что она означает?
Вице-премьер правительства РФ Ольга Голодец:
— Проект стратегии долгосрочного развития пенсионной системы до 2030 года не предполагает повышения пенсионного возраста. Система предполагает вариативность. Можно работать 20 лет, тогда пенсия будет одна. Можно работать 30 лет, тогда пенсия будет другая. Можно работать 40 лет — будет третья…
По мысли реформаторов, основой, как и до преобразований 2000-х, станет государственная часть пенсии. Работодатель будет в течение 40 лет отчислять 20% (сейчас 16%) от зарплаты в страховой фонд ПФР. Затем государство будет в течение 20 лет платить работнику 40% от его среднего заработка. Как заявил замминистра труда и социальной защиты РФ Антон Пудов, «подобная практика установлена рекомендациями Международной организации труда». Корпоративная пенсия даст еще 15% от утраченного заработка. А наиболее скромное место отводится частным накоплениям. За их счет будет компенсировано всего около 5% от бывшей зарплаты.
Пенсию не отнимут
— Как будет развиваться Программа государственного софинансирования пенсий после принятия Стратегии? Есть ли смысл участвовать в ней с учетом предстоящего реформирования накопительного компонента?
А. Дроздов: — Все пенсионные накопления, уже сформированные у участников Программы, сохраняются и будут учтены при расчете размера пенсии этих людей. Вступить в Программу можно до 1 октября 2013 года, и есть смысл это сделать, т.к. государство будет удваивать добровольные взносы участников этой Программы в пределах 12 000 рублей в год в течение 10 лет. Сам по себе накопительный элемент пенсионной системы, согласно Стратегии, сохраняется. И все пенсионные права, уже сформированные через Программу софинансирования или те, что будут формироваться у вновь вступивших участников – все они пойдут на увеличение пенсии. Для каждого вступившего в Программу до 1 октября 2013 года она будет действовать 10 лет на прежних условиях, как это определено федеральным законом.
— Известно, что были предложения финансового блока правительства не выплачивать часть пенсии работающим пенсионерам вне зависимости от того, какой доход они получают…
А. Дроздов: — …Мы считаем это в корне неверным. Граждане, получающие среднюю и низкую заработную плату, не должны страдать, не должны быть лишены пенсии. …В Стратегии нет предложений о том, чтобы сразу же или медленно лишить работающих пенсионеров права на получение части пенсии или всей пенсии…Если это будет вводиться, то будет вводиться не в ближайшее время и, конечно, только для тех, кто имеет высокую заработную плату и при этом получает пенсию.
Комментарий редакции
В Минтруде считают, что 40-летний стаж – это вполне приемлемо для большинства работающего населения. Однако для получения нормативной пенсии людям, которые пошли работать, например, в 22 года, придется выйти на пенсию не ранее 62 лет — на два года больше, чем нынешний пенсионный возраст у мужчин (60 лет) и на семь лет больше, чем у женщин (55 лет). При расчете пенсии не будет учитываться время учебы в профессиональном учебном учреждении, а это «убивает» стремление человека к образованию и развитию. Нет полной ясности о том, будет ли учитываться время декретного отпуска и отпуска по уходу за ребенком. Если не будет, то о какой эффективной государственной демографической политике можно говорить?! Чтобы получить хорошую пенсию, в ныне существующих возрастных рамках, мужчине нужно начать работу не позднее, чем в 20 лет, а женщине – вообще в 15! Президент Владимир Путин несколько раз решительно высказывался против повышения пенсионного возраста. Но разве 40-летний стаж, предлагаемый Стратегией, не есть повышение пенсионного возраста, только завуалированное?
Подготовила Елена Бушуева
Комментариев нет:
Отправить комментарий