среда, 3 октября 2012 г.

Как это было. «Торговая марка года»: итоги и ожидания

Городской конкурс «Торговая марка года» в Кирово-Чепецке был впервые объявлен в 2006 году. За шесть лет он стал традицией и одним из самых значимых событий в жизни не одного предпринимательского сообщества, но и всего Кирово-Чепецка. Интерес пробудился даже у обычных горожан, которые сегодня активно обсуждают шансы участников конкурса и впоследствии – его результаты, участвуют в анкетировании и в интернет-голосовании, называя обладателей лучших, по их мнению, торговых марок, которые они предпочитают, которым они доверяют…

Понятно, что абсолютное большинство жителей города видят фрагменты церемонии награждения только по местному телеканалу или в виде фоторяда, опубликованного в печатных СМИ. Давайте чуть-чуть приподнимем завесу над этим мероприятием, а заодно проанализируем его…

27 сентября состоялась церемония подведения итогов «Торговой марки года-2012». Напомним, что в нынешнем году в конкурсе приняли участие 29 предприятий торговли, общественного питания, сферы услуг и производственной сферы (для сравнения: в 2006 году — 16 участников).

Формат таких мероприятий в принципе стандартен: с 2006 по 2012 год менялось только место проведения (художественная школа, КРЦ «Современник», «Люмьер», нынче «Клякса» ). Вот и в этот раз сценарий был аналогичен предыдущим, правда, работали с ним ведущие, приглашенные из Кирова. После объявления каждой номинации демонстрировались видеоролики о тех, кто в ней представлен. Руководители предприятий и индивидуальные предприниматели приглашались в центр зала, где им вручали дипломы и подарки. Завершалось награждение в каждом блоке творческим подарком – песней или танцем.

Награждавшие, как водится, говорили о победителях и призерах добрые слова. А награжденные… эти слова просто выслушивали. Очень странно, но ни один предприниматель даже не сделал попытки вступить в диалог. Разумеется, для обсуждения проблем малого бизнеса здесь не место и не время. Однако странно, что из года в год на праздничной церемонии конкурсанты являются самой пассивной стороной. Хотя это не частый случай, когда вместе собираются и главные лица местного самоуправления, и представители областной власти, и руководители организаций, работающих с бизнесом (Вятская торгово-промышленная палата, кирово-чепецкий союз предпринимателей, учебный центр службы занятости и т.д.).

В современном русском языке английское слово image наделяется такой емкостью, что его по праву можно отнести к категории мультикультурных символов. Образ, мотив, роль, амплуа, установка, репутация, прогнозируемое ожидание – вот далеко не полный перечень смыслов этого понятия. Поэтому особенно важно, на мой взгляд, понимать, каковы особенности продвижения той или иной торговой марки, какие способы и методы используют предприятия для формирования и укрепления своего имиджа. Пока что в ходе проведения конкурса каждый участник – сам по себе, а надо, чтобы они не только показывали себя, но и обменивались опытом, взаимодействовали, учились друг у друга.

К сожалению, эти чрезвычайно важные аспекты ни во время конкурса, ни в ходе церемонии не учитываются. И потому до сих пор продолжает доминировать принцип «всем сестрам – по серьгам». Наверное, доля справедливости в этом есть, и проигравших в конкурсе быть не должно. Поскольку заявка на участие в данном случае уже выступает как признак уверенности в доверии потребителя. Но вряд ли, например, коллектив ООО «Новотранс-5», впервые принимавший участие в «Торговой марке», испытал большое удовлетворение от полученной награды: соревноваться-то ему было не с кем. Задача организаторов конкурса — формировать профессиональные номинации как положено: силой убеждения расширять их минимум до двух-трех участников, а если эти усилия не приносят результата, то стоит объединить ее со сходной по типу деятельности.

Чтобы оценка была воспринята объективной, конкурсная комиссия должна пояснять, почему одно предприятие получает диплом первой степени, а другое – второй. Я, например, так и не поняла, по какой причине ресторан «Знаки Зодиака» уступает кафе-клубу «Монте-Кристо», столовая № 1 – «Хлебному дворику», а магазин «Интер-свет» — магазину «Эдем»? Почему одни награждены дипломом первой степени, а другие – второй?

В Положении о конкурсе одним из критериев значится социальная ответственность бизнеса, так почему бы не пригласить на церемонию награждения тех людей, которым оказывались помощь, содействие, поддержка. Наверное, было бы приятно и уместно в этот день услышать слова благодарности от спортивных, творческих, общественных организаций.

В Кирово-Чепецке динамика развития малого предпринимательства стабильна, но невысока. Если бы разговоры о поддержке местного производителя (а после того, как у нас обосновались иногородние торговые сети, этот вопрос стал актуальным и для местной торговли) обрели конкретные черты, то пропаганда кирово-чепецких торговых марок стала бы более успешной и результативной.

Скажите, кому бы из вас не хотелось в одно время и в одном месте увидеть, попробовать, приобрести продукцию под лучшими торговыми марками Кирово-Чепецка: фирменные блюда ресторанов, кафе, столовых, наиболее популярные товары из ассортимента магазинов, цветочные композиции, продукцию производственных предприятий? Праздник «Торговая марка года» был бы очень уместен, например, в День города, которому тоже давно пора наполняться новым содержанием. Предлагаю организаторам конкурса подумать над тем, как параллельно с vip-мероприятием проводить и общегородское, чтобы пробудившийся интерес жителей Кирово-Чепецка был вознагражден. А для обладателей титула «Лучшая торговая марка года» участие в таком мероприятии стало бы дополнительной возможностью ее продвижения и популяризации.

Елена Бушуева

Здесь можно оставить свои комментарии

Комментариев нет:

Отправить комментарий