Аграрный комитет Государственной Думы провел выездное заседание на тему «О состоянии хлебопекарной промышленности в Российской Федерации»
В России хлеб издревле был продуктом первой необходимости. Его регулярно покупали и покупают все и везде. Именно поэтому от того, насколько эффективно функционирует и развивается отрасль сегодня, зависит снабжение самым доступным продуктом питания для всех слоев населения нашей страны.
Однако сегодня состояние отрасли находится не в лучшем состоянии. Например, после 1991 года количество крупных и средних хлебопекарных предприятий непрерывно сокращается. Только с 2007 по 2011 год оно уменьшилось с 1231 до 746.
По сообщениям Российского Союза пекарей, нестабильным является и финансовое состояние большинства хлебопекарных предприятий. К слову, в течение 2012 года произошел резкий рост цен на муку (более чем на 50% по сравнению с декабрем прошлого года!). При этом постоянно увеличиваются тарифы на энергоресурсы, коммунальные платежи. Коммерческие расходы отрасли имеют тенденцию к росту, особенно в производстве массовых сортов. С 2007 по 2011 год они выросли более чем на 50%. Все это вряд ли может способствовать улучшению дел в отрасли.
И одновременно продолжается практика административного ограничения цен на хлеб в ряде субъектов федерации, хотя это противоречит действующему законодательству…
Вот наглядный пример ценового диспаритета – соотношения реальной и закупочной цены за единицу продукции, приведенный руководителем крупного хлебозавода. Торговые сети готовы закупать «Нарезной» батон, производимый предприятием, по цене 8,5 рублей за штуку, при его реальной себестоимости в 13,5 рублей! На резонный вопрос: «Из каких суррогатов должен состоять хлеб, чтоб соответствовать такой цене?», руководство торговой сети, ничуть не смущаясь, отвечает: «Дело твое, из чего хочешь, из того и делай, но дороже не возьмем. Хлеб – продукт первой необходимости, все равно его купят независимо от качества». А ведь найдутся дельцы, готовые выпускать этот хлебный суррогат.
И с такими ситуациями сегодня сталкиваются многие производители продуктов питания: хлеба, молочной и мясной продукции. Торговые сети «выкручивают руки»: за доступ на полочное пространство приходится «платить» либо собственной прибылью, либо качеством своей продукции. На второй вариант соглашаются немногие – репутация среди потребителей на рынке дороже доступа в любую, даже самую известную торговую сеть. Но и до бесконечности зарабатывать своим бизнесом в чужой карман тоже не всякий готов… Да и не нужно таких жертв! Ведь есть же здравый смысл и отличная практика – введение минимальной стоимости продукта, ниже которой его попросту нельзя продавать.
Эту практику с успехом применяют в нашей стране в алкогольной и табачной отраслях. Объяснение причин, думаю, станет излишним: мы все понимаем, это выгодно и государству, получающему акцизный сбор, и лоббистам интересов компаний-производителей/поставщиков в данных отраслях. И, конечно, самим потребителям, покупающим качественную продукцию без различных примесей и заменителей. Так почему бы не ввести подобную практику (и регламент, соответственно) для продуктов социальной значимости: хлебных, мясных, молочных изделий, рыбы – всех, которые входят хотя бы в минимальную продуктовую корзину?
Перечислю лишь небольшой ряд ее очевидных преимуществ:
Потребители смогут купить, например, знакомый всем «Нарезной» батон не ниже строго установленной цены у проверенного производителя, готового нести ответственность за надлежащее качество, свежесть и «натуральность» продукта.
Производители смогут выпускать востребованную и качественную продукцию. Никто уже не заставит их снижать реальную себестоимость продукта путем ухудшения его качественных и вкусовых свойств. Как следствие, предприятия выйдут на рентабельный уровень производства. В дальнейшем – смогут развивать производство, в том числе за счет привлечения инвестиций, наращивать конкурентное преимущество выпускаемой продукции. В условиях вступления России в ВТО меры, направленные на поддержку и развитие отечественного производства, приобретают особое значение.
Введение минимальной розничной цены на ряд продуктов выгодно и тем, кто работает на предприятиях в «пищевке» в качестве наемных специалистов: четко установленная цена продукта и отсутствие причин для удешевления единицы товара станет еще одним защитным фактором от сокращения расходов предприятия на содержание полного штата сотрудников. Проще говоря, все предприятия будут работать в полную силу, без сокращения производственных мощностей. А это значит – уменьшение объемов безработицы в сфере малого и среднего бизнеса (а вся пищевая промышленность в большей мере состоит именно из представителей этих сегментов) и укрепление внутреннего рынка.
На заседании предложение о разработке подобного регламента было поддержано единогласно комитетом Государственной Думы по аграрным вопросам, представителями Российского Союза пекарей и ГОСНИИ хлебопекарной промышленности Россельхозакадемии.
Думаю, есть все шансы, чтобы он был решен успешно!
Комментариев нет:
Отправить комментарий