пятница, 28 декабря 2012 г.

И снова «художка»

14 октября 1976 года Владимир Лихачёв вновь переступил порог родной «художки». На этот раз как преподаватель детской художественной школы. За девять лет в «художке» мало что изменилось. Ещё продолжали работать учителя, у которых он когда-то постигал азы живописи. Но появились в школе и новые преподаватели. Это с ними он будет почти три десятилетия делить радости и горести творческой жизни…

«Художка» по-прежнему располагалась по старому адресу. Из воспоминаний Натальи Романовой: «Старая «художка» по проспекту Кирова. 1977-78 учебный год. Я – ученица четвёртого класса, он – молодой педагог. Сейчас понимаю, он был почти мальчишкой, с огромными синими глазами, горящими творческим огнём. Весь где-то там, в своём особом, безбрежном мире. Говорил мало и скупо, без лишних нравоучений. Все девчонки нашего класса оказались в него влюблены, тайно. А я влюблена в его глаза – в них можно было «прочесть» Всё… (Утверждение, что глаза – зеркало души, о нём).

Урок скульптуры. Снежная Королева стоит на маленьком столе. Холодная, гордая и надменная красавица. Ледяным взором пронзает насквозь. Это первое произведение Владимира Борисовича, которое я увидела. (Осознаю, это же глина, ещё не обожженная, а уже всё есть: форма, характер, и даже цвет чувствуется в гранях жёстких складок). Поразительно!

А он ничего не говорит об этом своём «подвиге». Работа сама говорит за него – посмотрите, как можно и нужно видеть цельно, образно, как можно точно подметить характер, детали. Куда уж нагляднее?!..».

В 1987 году школа переехала в новое здание. У Владимира Лихачёва появилась своя мастерская. В её стенах и рождались замечательные произведения художника. Снова обратимся к воспоминаниям Н.Романовой: «Осень. 1993-94 учебный год в новом, прекрасном здании «художки». Владимир Борисович — уже опытный, уважаемый и любимый многими детьми педагог и художник. Имею счастье быть приглашённой в его мастерскую. Стою среди его работ, его мира…

Вспоминаются удивительные встречи в мастерской. Душевные разговоры вполголоса, искренние, часто — о грустном, короткие, но очень важные, обо всём, что тревожит, печалит, не даёт покоя. Мудрые советы. Поговоришь – как душу омоешь…».

С рассказом Романовой перекликаются воспоминания Владимира Северюхина:

«Была вокруг Лихачёва, в его мастерской, какая-то атмосфера тепла и уюта. К нему можно было заглянуть «на огонёк», просто помолчать – сесть в угол и наблюдать процесс рождения картины. Удивительно, как знакомая в общих чертах по этюдам композиция преображалась благодаря необыкновенным, фантастическим цветовым сочетаниям…».

До 90-х годов о творчестве Владимира Лихачёва знали немногие. Персональные выставки он не устраивал. Изредка работы художника можно было встретить в составе городских и областных выставок. И только в 1990 году состоялась его первая персональная выставка . Случилось это в родном городе художника в стенах краеведческого музея. На другой год произведения вятского живописца уже лицезрели жители небольшого латвийского городка Юрмала. Это была первая выставка Владимира Лихачёва за пределами России, организованная тогдашним директором Кирово-Чепецкого музея Сергеем Демаковым. В том же году работы художника побывали в республике Коми. В Коми республиканском художественном музее состоялась персональная выставка его картин.

Из воспоминаний Александра Свешникова: «Помню, в 1991 году я ездил в Сыктывкар забирать работы Владимира Лихачёва с выставки. Администрация музея очень восторженно отзывалась о его картинах. Директор Сыктывкарского музея В.В.Кублицкий выражал благодарность художнику за его творения, говорил, что ничего подобного до этой выставки у них в музее не было. Некоторые посетители спрашивали: «Из какого района Коми этот художник?» Наверное, чувствовали что-то родное. Кублицкий водил меня по музею, много рассказывал о взаимном влиянии культурных традиций разных народностей. А я в ответ рассказал о вятской земле, новгородских ушкуйниках, взаимодействии культур народов: русских, удмуртов, татар, чувашей, марийцев… О том, что Вятка рождает таких талантливых людей, как Владимир Лихачёв».

Творчество В.Б.Лихачёва оказало сильнейшее воздействие на живопись очень многих его коллег-художников. Как педагог он оставил в сердцах своих многочисленных учеников светлую память и самые тёплые чувства. Вокруг художника, в его мастерской сложилась уникальная атмосфера, где в доверительной обстановке люди, приобщившиеся к творчеству, обсуждали проблемы, делились планами, опытом, «лечили душу» общением с себе подобными. В этой особенной среде рождалось множество творческих импульсов, идей, воплотившихся позднее в полотнах, поэтических сборниках, фотовыставках…

С уходом из жизни художника стало очевидным, кто был истинной душой этого неформального круга творческих людей. Без него «погасла свеча», свет и тепло крохотного пламени которой объединяли всех — художников, поэтов, журналистов, фотографов, музейных работников…

Владимир Прокашев, директор музейно-выставочного центра. «Кировец»

Здесь можно оставить свои комментарии

Комментариев нет:

Отправить комментарий