На заседании Правительства РФ, которое состоялось сегодня, речь шла о модернизации региональных систем общего образования.
Как отметил Министр образования и науки РФ Дмитрий Викторович Ливанов, ключевая цель преобразований – улучшение условий обучения школьников, повышение информационной открытости системы образования, внедрение и широкое распространение современных образовательных технологий. Один из важнейших моментов – повышение средней заработной платы учителей до уровня средней заработной платы в каждом конкретном регионе.
В качестве докладчиков по основному вопросу выступили Губернаторы Тюменской и Кировской областей.
Как сообщил в своем выступлении Н.Ю.Белых, по уровню среднего образования Кировская область является одним из лидеров Российской Федерации, что подтверждается не только средним баллом единого госэкзамена или количеством медалистов, но и числом победителей и призёров олимпиад всероссийского и международного уровней. «Поэтому модернизация региональной системы образования действительно стала неким трендом в работе Правительства области. И в стратегии социально-экономического развития области на период до 2020 года мы обозначили необходимость создания новой модели системы образования, позволяющей каждому человеку получить качественное и доступное образование на любом уровне вне зависимости от состояния здоровья и места проживания».
В числе наиболее значимых эффектов процесса модернизации образовательной системы глава Кировской области назвал существенное повышение заработной платы учителям: «К сожалению, долгое время не удавалось ощутимо увеличить уровень оплаты труда учителей, и сейчас благодаря федеральной поддержке, собственным усилиям, мы эту проблему серьёзно сдвинули. Если в начале 2011 года в Кировской области средняя заработная плата учителей составляла чуть более 9 тыс. рублей, то в декабре 2012 года эта цифра составила 19 тыс. рублей».
Благодаря проекту существенно улучшается материально-техническая база школ, создаются условия для реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, внедряются новые технологии не только для детей-инвалидов, но и для детей, проживающих в отдалённых и труднодоступных территориях.
Однако внимание присутствующих Н.Ю. Белых акцентировал на проблемах, которые возникают в процессе модернизации региональных систем образования.
- Во-первых, это проблема с педагогическими кадрами, – подчеркнул глава региона. – Мы на уровне области выработали системный подход по привлечению в отрасль молодых специалистов, включающий стимулирование для поступления лучших выпускников школ в вуз на педагогические специальности (путем выплаты повышенной стипендии – 5 тыс. рублей – за счёт бюджета области). Учреждены стипендии лучшим выпускникам школ, решившим получить высшее об� �азование в регионе. Мы оказываем финансовую поддержку и тем, кто пришёл работать в школы, особенно в сельскую местность. Но при существующей потребности региона в педагогических кадрах (600 учителей), прием на первый курс ВятГГУ составляет всего 210 человек.
Как отметил Губернатор, в результате анализа проблемы выявилась такая взаимосвязь: чем выше средний возраст преподавателя по предмету, тем меньше ребят выбирают этот предмет для сдачи ЕГЭ. «Получается, что у нас много учителей пенсионного возраста по физике, химии, и ребята менее охотно сдают эти экзамены. А соответственно, не сдав их, невозможно поступить на технические специальности, востребованные сегодня в реальном секторе экономики».
Другая проблема, которую обозначил Никита Юрьевич, касается вопросов развития дистанционного обучения.
Дело в том, что в Кировской области с ее большой территорией и значительным числом малых населённых пунктов соответственно велико количество и малокомплектных школ (80% от общего их числа) И есть примеры, когда учителей в школе больше, чем учеников. При этом, как показывают результаты ЕГЭ, в целом в малокомплектных школах уровень и качество образования недостаточно высоки. При этом сегодня стоит задача обеспечить высокий уровень школьного образования для всех детей, независимо от их места проживания.
«Поэтому, на наш взгляд, важно рассматривать систему дистанционного образования не только в разрезе работы с детьми-инвалидами, но и работы с удалёнными школами, использовать все те позитивные наработки и навыки, которые существуют в системе образования на федеральном уровне, – сказал Н.Ю. Белых. – Я считаю, что необходимо обобщить опыт регионов по дистанционному обучению детей и разработать соответствующие методические рекомендации для субъектов РФ».
Также Губернатор Кировской области обозначил проблемы дополнительного образования. Как заявил Н.Ю. Белых, «мы должны понимать, что без серьёзной модернизации в сфере дополнительного и дошкольного образования те процессы, которые у нас происходят в системе общего образования, будут иметь не самый полноценный характер». Никита Юрьевич предложил «серьёзно продумать возможности внедрения программы модернизации не только общего образования, но и дополнительного, и дошкольного».
Председатель Правительства РФ Д.А. Медведев поддержал кировского губернатора, отметив, что необходимо обобщить все лучшие практики по дистанционному образованию, существующие в стране. «Даже при снижении количества малокомплектных школ (что, конечно, нужно делать с осмотрительностью), потребность в современном дистанционном образовании не только сохранится, но будет увеличиваться», – сказал Председатель Правительства РФ.
После заседания Правительства РФ состоялась рабочая встреча Д.А. Медведева и Н.Ю. Белых. На встрече были обсуждены вопросы развития системы образования Кировской области и подготовки города к празднованию 650-летнего юбилея.
Комментариев нет:
Отправить комментарий