Всем привет!
Вернулся с международного экономического форума в Санкт-Петербурге. Общее впечатление: много интересных людей, много живых дискуссий на серьезные темы. Но – не покидает ощущение гротескности происходящего. С одной стороны, каждый год форум бьет все новые рекорды по количеству участников, с другой – здесь как нигде понимаешь, насколько неповоротлива, статична наша экономика.
На ПМЭФ чувствуешь особенно остро, что слова «монополизм душит Россию» – это не пропаганда, это реальность. Видно, что мы лишаем себя главного – свободы рук, свободы взаимодействия, маневренности. А значит – свободы действий. Каждый год на центральной площадке форума (цель которого, как заявлено, – развитие!) мы видим одни и те же стенды, которые соревнуются друг с другом в роскоши: стенды Газпрома, Роснефти, РЖД, Сбербанка, ВЭБа, ВТБ. За многие годы форум, который призван показывать новое лицо российской экономики и политики, показывает старое. Потому что никакого нового так и не появилось.
Еще одна очень символичная выдумка форума – это дети в «водяной феерии» на губернаторском приеме, чем многие теперь возмущаются. На мой взгляд, идея, конечно, пошлая – выкрасить дошкольниц серебряной краской и заставить их в жару «дуть на воду», не сходя с места. Но зато организаторы невольно представили точную аллегорию гиперцентрализованной экономики – искусственная неподвижность и жажда рядом с водой. Надеюсь, родителям детей хотя бы хорошо заплатили...
Пресса почему-то особо не отметила, что на форуме сложился почти всеобщий консенсус по поводу необходимости перемен. Прежде всего – перемен во власти. И не потому, что власть важнее всего – самой нашей жизни, труда или собственности, а наоборот – потому что сегодня именно монополия во власти сдерживает экономику, давит предприимчивость, порождает монопольные тромбы во всей экономической системе.
Президент Владимир Путин на форуме вновь озвучил ранее провозглашенную ключевую задачу: создать в стране «25 миллионов новых, высокотехнологичных, хорошо оплачиваемых рабочих мест для людей с высоким уровнем образования». Я – в недоумении. Как соотнести это с озвученной им же задачей: на 50 процентов поднять производительность труда? Рост производительности труда означает высвобождение персонала, а не появление новых рабочих мест. Для создания рабочих мест нужны инвестиции. Но там планы куда скромнее – рост запланирован всего на 7 процентов. Я, как председатель комитета по рынку труда и кадровым стратегиям РСПП, утверждаю: к 2020 году, как это было заявлено, решить задачу создания такого количества рабочих мест на практике невозможно. То есть перед правительством поставлена заведомо невыполнимая задача. Зачем?
Поэтому я и говорил на форуме: чтоб усилить конкуренцию в бизнесе, надо провести «шунтирование» кадров во власти. Начинать придется с политической системы. Если упростить возможность создавать блоки для реальных политических сил, можно за три-пять лет переизбрать всю власть, снизу доверху. И установить твердые правила игры для инвесторов.
А если не упрощать? Тогда продолжим раскрашивать застой в серебро, «дуть на воду» и искать «главных противников» в собственном же обществе – для беспощадной борьбы с ними. Как борются сейчас с фондом Евгения Ройзмана – он в дни форума подвергся ожесточенным атакам, заметьте.
Комментариев нет:
Отправить комментарий