Коммуникационный холдинг «Минченко Консалтинг» подготовил доклад «Большое правительство Владимира Путина и «Политбюро 2.0», в котором описывает новую модель управления Россией. Как пишут эксперты, Путин усложнил существовавшую ранее систему сдержек и противовесов, создав резервный (по отношению к правительству) «пульт управления» в администрации президента. Одновременно созданы влиятельные комиссии (например, по контролю над ТЭК и по реализации предвыборных обещаний), в которые входят и сотрудники АП, и правительства. Фактически, пишут эксперты, реализована давняя мечта Путина по внедрению «американской» модели управления, при которой президент контролирует всей вертикалью исполнительной власти – условным «большим правительством».
В то же время Путин вводит на поле новых игроков, выступающих либо в роли аполитичных исполнителей-технократов (Колокольцев, Белоусов), либо носителей альтернативных политических платформ (Кудрин, Прохоров, Рогозин, Холманских, Якеменко). Президент также сохраняет эксклюзивное влияние отдельных игроков внутри сложной борьбы кланов – в качестве примера приводится руководитель «Уралвагонзавода» Олег Сиенко, который относительно самостоятелен внутри группы Сергея Чемезова. Продолжается процесс фрагментации элитных групп (например, рост самостоятельности Сергея Шойгу или дистанцирование ряда силовиков от Игоря Сечина).
Эксперты «Минченко консалтинг» считают, что правящей элите, помимо решения собственно управленческих задач, нужно обеспечить свою устойчивость на длительном временном промежутке. Для этого ей нужно конвертировать власть в собственность (через новую приватизацию, создание бизнесов и новых «рент»), обеспечить передачу уже приобретенной собственности по наследству и легитимировать собственность как в России, так и за рубежом. Еще одной задачей элиты называется укрепление составляющей истеблишмент коалиции, отсев нежелательных членов и ограниченное привлечение новых. Стимулировать членов коалиции нужно перераспределением благ в пользу отличившихся. Этому послужат три проекта: «Новая приватизация», «Большая Москва» и «Развитие Сибири и Дальнего Востока». Вокруг этих проектов уже ломается немало копий.
В то же время внутри путинского окружения заложен ряд противоречий, предупреждают эксперты. Например, ряд вице-премьеровы наделен чрезмерным количеством полномочий (Дворкович, Шувалов, Сурков) и может произойти их перераспределение в дальнейшем. Кроме того, возникнет конкуренция за контроль над финансами между Сердюковым, Шуваловым и бывшими членами кудринской команды. Сечин и Дворкович будут бороться за контроль над ТЭКом, а новое Минкомсвязи станет «оппонентом» профильного управления в АП (его возглавляет бывший министр Щеголев).
Механизмом разрешения этих противоречий является неформальный орган, который в «Минченко Консалтинг» предлагают называть «Политбюро 2.0» — по аналогии с влиятельным клубом советской номенклатуры. «Подобная система коллективной власти квазиинституциональна с точки зрения национальных государств, но эффективна с точки зрения логики «естественного государства», — пишут эксперты. — Процесс властвования нацелен, в первую очередь, на поддержание сложившегося межкланового баланса». Как поясняют авторы доклада, «вертикаль власти» в России – не более чем пропагандистский штамп. В реальности власть в стране – это конгломерат кланов и групп, которые конкурируют друг с другом за ресурсы. Владимир Путин в этой системе – арбитр и модератор, мнению которого пока еще доверяют участники конфликтов. Ключевые ресурсы президента, кроме его поста, — личные доверительные отношения с ключевыми игроками, а также высокий рейтинг доверия населения. Есть вопросы, которые Путин держит под своим прямым контролем. Это долгосрочные газовые контракты, управление всей газовой отраслью, а также контроль над системообразующими госбанками (ВЭТ, ВТБ, Сбербанк).
Путинское «политбюро» почти никогда не собирается на реальные «заседания», а формальный статус его членов может не соответствовать их реальным возможностям. Участники «политбюро» — это ключевые игроки, представляющие крупные и влиятельные кланы. В их числе авторы доклада называют:
- Дмитрия Медведева, растерявшего часть политических возможностей, однако продолжающего оставаться центром притяжения для конкурирующих бизнес-групп. Союзниками Медведева сегодня выступают генпрокурор Чайка, вице-премьеры Сурков и Шувалов. Кроме того, «медведевцы» по ряду вопросов сотрудничают с «семейной» группой и окружающими ее либералами, а также заключают тактические ситуативные союзы с братьями Ковальчуками.
- Сергея Иванова, обеспечивающего внутриэлитный баланс в АП.
- Игоря Сечина, стремление которого контролировать ТЭК натолкнулось на мощную оппозицию, в которую входят, в том числе, друзья Путина Юрий Ковальчук и Геннадий Тимченко. Положение Сечина ослабляет и то, что после ухода из правительства он неизбежно начнет терять контакты с силовиками и его союзники Александр Бортников, Александр Бастрыкин и Виктор Иванов могут примкнуть к другим группам.
- Тандем Геннадия Тимченко и Юрия Ковальчука, конкурирующий с Сечиным за влияние на ТЭК, но не имеющий большого количества политических союзников.
- Сергея Чемезова, группа которого доминирует в сфере ВПК. Позиции Чемезова ослабляют связанные с оборонкой скандалы, но зато его проект «Рабочие УВЗ за Путина» следует признать удачным и вызвавшим симпатии главы государства, считают эксперты.
- Сергея Собянина, который является не только мэром Москвы, но и лидером элитной группы, большая часть которой сконцентрирована на Урале (либо ее члены являются выходцами оттуда). Собянин заигрывает с либеральной общественностью и имеет среди своих сторонников ряд потенциально успешных публичных политиков (свердловский губернатор Евгений Куйвашев). Проблемной точкой для Собянина является конфликт вокруг «Большой Москвы».
- Вячеслава Володина, стремительно набирающего влияние в парламенте и регионах. При этом Володина питерские считают «чужаком», да и серьезного экономического базиса у его группы нет.
«Кандидатами в члены политбюро» эксперты предлагают считать Сергея Нарышкина, Игоря Шувалова, Алексея Миллера, Виктора Зубкова, Алексея Кудрина, Аркадия Ротенберга, Николая Патрушева, Владислава Суркова, Александра Волошина, Романа Абрамовича, Владимира Якунина, Германа Грефа, Владимира Потанина, Олега Дерипаску, Михаила Фридмана, Вагита Алекперова, Виктора Вексельберга, ряд «силовиков» и «технических руководителей». Из региональных лидеров в число «кандидатов» эксперты записали руководителей Санкт-Петербурга, Московской области, Татарстана и Чечни.
Возвращение Путина в Кремль не добавляет «политбюро» устойчивости, считают эксперты. Напротив, его группы нацелены на воплощение различных сценариев, что делает систему нестабильной. Например, Сечин настаивает на консервативном сценарии, Медведеву выгодна «управляемая нестабильность», «семейной группе» будет на руку «кризисный сценарий», и он же может помочь «собянинцам». Главными идеологически антогонистами в этой системе можно считать группы Игоря Сечина и «либералов» из «семьи». Борьба этих векторов является одним из главных драйверов развития ситуации.
«Представляется несомненным, что описанная выше управленческая система нацелена, в первую очередь, на инерционный вариант развития, — заключают эксперты. — Все ключевые центры силы надеются, что не произойдет сильных международных потрясений, что России удастся сохранить социальную стабильность. Диверсификация управления при вернувшемся на пост президента РФ В. Путине происходит за счет усложнения неписаной системы «сдержек и противовесов» внутри элиты. Вместе с тем на случай кризисных явлений подготовлены две резервных площадки: праволиберальная и левая, народно-патриотическая. Праволиберальную поляну в случае трудностей должны будут захватить М. Прохоров и А. Кудрин, на левой же надежды возлагаются на ОНФ и вице-премьера Д. Рогозина. И в том, и другом случае лидеры готовы будут предложить свой вариант Правительства «спасения». Кроме того, поощряется и политическое экспериментирование подконтрольных групп. Движение «В защиту человека труда» и «Партия власти» экс-руководителя Росмолодежи вряд ли станут последним штрихом в политической палитре».
«Существует вероятность победы реакционного сценария, предлагающего «радикальное оправославлевание» власти, силовое подавление оппозиции и курс на противостояние Западу. Однако учитывая описанные в начале этого доклада задачи российской элиты, вероятность этого сценария невелика или время его реализации будет непродолжительным», — считают в «Минченко консалтинг».
Полный текст доклада здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий